Сайт учителя музыки Черненко Юлии Игоревны

Средняя общеобразовательная школа №5 Города Реутов

Меню сайта

Выступление на ШМО

Нестандартные формы и методы проведения уроков музыки, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся

dok_1
dok_2
dok_3
dok_4

«Музыка пробуждает воображение, фантазию ребенка, обостряет восприятие окружающего мира, углубляет представление о предметах и явлениях, то есть активизирует творческие силы разума»

В.А.Сухомлинский

Введение

Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении. Познание – процесс отражения действительности в психике индивида, результатом которого является новое знание индивида об окружающем мире и о самом себе.

Признаки и принципы нетрадиционных уроков

Признаки нетрадиционного занятия:

  1. присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок;
  2. кроме программного, используется и внепрограммный материал;
  3. организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;
  4. занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления;
  5. в процессе занятия используется музыка, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование; дает возможность обучающимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска; требует серьезной предварительной подготовки

Творческие принципы нетрадиционных уроков:

  1. в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении - от рутины и формализма;
  2. необходимо максимально вовлечь учащихся класса (группы) в активную деятельность на уроке;
  3. основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность
  4. важно поддерживать множественность мнений, альтернативность;
  5. нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками
  6. педагог должен уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию;
  7. необходимо использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

Группы нестандартных уроков

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков

  1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (музыкально – ритмическая), дуэль, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
  2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, интервью, репортаж, рецензия.
  3. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, бенефис, дискуссия, телепередача, телемост, диалог.
  4. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок – путешествие.
  5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый Совет.
  6. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, « Музыкальные посиделки».
  7. Интегрированные уроки.
  8. Трансформация традиционных способов организации урока: парный опрос, урок-зачет (защита оценки)

Уроки и методы их проведения

Особое место в учебном процессе занимают уроки музыки. Урок музыки - основная форма организации музыкального воспитания в школе, который включает разные виды музыкальной деятельности. Для урока музыки необходима особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно для урока искусства каковым он является. Несмотря на общие черты, каждый урок отличает своеобразие и неповторимость. Продумывая эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, необходимо стремиться поддержать эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания уч-ся. На мой взгляд урок музыки сам по себе уже является нестандартным и сильно отличающимся от уроков по другим дисциплинам