Применение информационных технологий
ИКТ предусматривает обеспечение перехода от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания по музыке.
Задачи:
- с помощью цифровых компонентов обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных тем
- предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся;
- коллекционировать ресурсы информационно-справочных материалов, в том числе и для исследовательской деятельности (базы данных, фрагменты исторических источников, фотографии, анимации, таблицы, иллюстративные материалы, аудио и видео источники);
- расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого автора или музыкального материала;
- повышение мотивации к слушанию классической музыки, изучения материала.
Огромную роль в познавательном процессе обучения на уроках музыки имеют информационные технологи. С применение ИКТ, по моему мнению, очень эффективно, продуктивно и в увлекательной форме можно решать разные задачи урока, осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроках музыки необходимо при изучении любой темы: «Музыка кино и телевидения, «Опера», «Балет», «Мюзикл», «Джаз», «Музыка в храмах» и мн. др. При правильном планировании, подборе, оформлении, аранжировке, удачной цветовой гамме, использовании таблиц, текстов, видео, голосовом сопровождении материал воспринимается легче и быстрее. Исчезает необходимость записывания материала на доске, текста в тетради. При изучении терминологии, различных видах, жанрах музыкального искусства формирует развитие социальной и профессиональной мобильности и компетентности учащихся.
Сегодня количество электронных изданий, предназначенных для школы, постоянно увеличивается. На занятиях я использую следующие готовые электронные пособия: «1С: Репетитор. Музыка», «История искусств» (виртуальная школа ООО Кирилл и Мефодий). «Наследие Человечества» (ООО «Де Агостини). Мне, как учителю
музыки, использование Интернет технологий весьма облегчает самостоятельный поиск ответов и информации на возникающие вопросы. Работа в Интернете позволяет каждому участнику образовательного процесса успешно включиться в единое образовательное пространство.
На мой взгляд, широкое использование интернет ресурсов дает возможность доступа к богатейшим источникам информации о мире народной, классической, духовной и джазовой музыки. Я использую этот ресурс для воспитания у учащихся эстетического вкуса, любви к нравственной музыке, к шедеврам мировой музыкальной культуры
Применение проектно – исследовательской деятельности
Проектное обучение состоит в том, чтобы создать условия, при котором учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся использовать новые знания на практике, работая в группах, развивают коммуникативные умения, развивают системное мышление.
Задачи:
- направить на деятельность для приобретения приемов развития познавательных навыков учащихся ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать, создать условия
- создать условия для решения проблемы и помочь завершить реальным практическим результатом
- создать условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения, навыки. Развивают ассоциативно – пространственное, системно – логическое мышление. На практике, убедившись в
том, что проектная деятельность весьма эффективна для развития самостоятельности и креативности учащегося, стараюсь применять ее в своей работе. Так как в основе проектов по музыке лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. На моих уроках дети выполняют следующие виды проектов:
- реферативные, когда учащиеся составляют сообщения на данную тему, например: «Романс о романсе», «Всю жизнь несу Родину в душе» - жизненный путь С.Рахманинова, Ф. Шопена» и мн. др.
- информационные и исследовательские работы с привлечением Интернет-ресурсов. Например, презентации на темы: «Знаменитые театры мира», «Музыка в театре, кино, телевидении», «Великие исполнители», «Музыка в храмах», «Кино и песни военных лет» и мн. др.
В результате была достигнута цель: комплексное развитие детских способностей. Эта работа способствовала развитию основных психологических процессов, таких как: внимание, фантазия, ответственность, трудолюбие, творчество, самооценка, смелость и др. Данная деятельность всегда ориентирована на индивидуальную, парную, групповую деятельности. В процессе работы ребят над танцевальными шагами, мелодией, текстом, дикцией, образом, произношением наблюдалось желание и умение анализировать, сопоставлять, сравнивать. Ребята развивали свои музыкальные способности: занимались академ-вокалом, джазовым пением, разными видами хореографии, (классика, танго, вальс, латино, хип-хоп) знакомились с новыми жанрами, видами искусств, с творчеством великих исполнителей (Ф. Синатра, Э. Фицджеральд, Л. Армстрог, «Битлз», У. Хьюстон, Б Стрейзанд и мн. др.)
Таким образом, мы видим, что в основе данной технологии положена идея на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Вести аналогии, наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы.Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в собственной практической художественной деятельности.
В ходе работы над проектами дети приобретают опыт индивидуальной, самостоятельной, созидательной, творческой деятельности. Результативность занятий заключается в формировании некоторых личностных качеств развития творческих способностей учащихся: повышает мотивацию к обучению, самовыражению, саморазвитию, самооценки (рефлексии). Умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор решения, разделять ответственность,анализировать деятельность. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами, когда он имеет возможность реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность.
На мой взгляд, проектная деятельность- одна из самых рациональных, познавательных и занимательных технологий; один из лучших способов для совмещения современных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся
Применение игровых педагогических технологий.
«… В игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества»-Ф.Шиллер. Частая практика использования мною на уроках игровых технологий свидетельствует о том, что данная технология способствует активизации познавательных интересов учащихся, развитию каждого учащегося в меру его сил и способностей, созданию психологического комфорта в учебе
Создает условия для проявления познавательной активности учеников. Совершенствует образовательный процесс путем привития интереса учащихся к знаниям и активизации познавательной деятельности учащихся за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность.
Целью игровых технологий является решение рядя задач:
- дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование навыков, необходимых в практической деятельности)
- развивающих (развитие памяти, внимания, речи, мышления, фантазии и др.)
- воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций и др.)
Игровая деятельность мною используется в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия темы и даже учебного раздела. Игровая форма занятий мною создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Когда дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Например, занятие – музицирование в младших классах. Игра в музыкантов (дирижера) симфонического (камерного, духового, народных инструментов) оркестра. Когда ученики повторяют стиль, манеру, технику владения инструментом, отождествляя себя с ними. В процессе игры усваиваются такие сложные понятия, как: симфоническая (камерная) музыка, ритм, темп, лад, динамика, длительности нот т.д.
При изучении опер в 7 классе мною используются ролевые игры, которые способствуют более глубокому проникновению в образ, более подробному изучению вокальной партии. Например, сцена И. Сусанина с поляками в лесу; «Хабанера» Кармен. Ролевые игры придают изучению темы характер творчества, позволяют выявить артистические данные учащихся, способствуют более полному усвоению. В ходе слушания и изучения: произведений «Аве Мария» Качини, Шуберта и Баха в 5 классе; при знакомстве с русским романсом 5,6 классах мною используется урок-концерт. Учащиеся выступают в разных ролях: конферансье, исполнителя,музыканта оркестра, дирижера и концертмейстера. Так же используется авторская наработка-конкурс-игра «Хочу все знать!», как итоговая работа по пройденному разделу. Отвечая на вопросы, учащиеся стремятся набрать наибольшее количество балов, чтобы получить титул Всезнайки (включая бонусные ответы на вопросы для более широкого кругозора или острого внимания).
Я считаю, что игра раскрывает личностный потенциал ученика: каждый участник может продиагностировать свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками. Они решают задачи самоуправления, ищут пути и средства оптимизации предметного общения.
Правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.
Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
Игра – один из приемов преодоления пассивности учеников.
В составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремиться как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, на моих уроках, игра-соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Использование коллективного способа обучения (КСО).
Задачи такой деятельности :
- создать условия для учебного взаимодействия некоторого количества учащихся и совместное усвоение учебного материала.
- научить видеть себя и других в процессе совместного творчества, вместе, помогая друг другу
- открывать красоту окружающего мира, вкладывать ценность индивидуального чувства и отношения к миру и людям в общую работу.
Кульминация КСО – общий успех, оказывающий позитивное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого его участника в отдельности, развивающий творческую инициативу и индивидуальность учащихся.
На уроках мною проводится совместная творческая деятельность, которая является возможностью проявления гуманизма в отношениях «я» умею - «я» помогаю – «я» терпелив и внимателен. В процессе обучения ребята обмениваются информацией, идеями, мнением, учатся друг у друга. При работе в парах каждый получает возможность реализовать себя в том, что является его сильной стороной, и получить в помощь в том, в чем он слабее партнёра. При работе в группах повышается чувство ответственности, коллективизма, мотивация к учению, желание объективно оценивать себя и других.
Я использую три основные формы коллективной деятельности, что делает урок более разнообразным:
- фронтальную – например, задание по оформлению рисунка-фантазии на тему: «Музыка П. И. Чайковского», «это волшебное имя Моцарт»; изучение голосовых партий, написание эссе (например на тему: «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье»; подсчет и суммирования баллов (плюсов), набранных с учетом поставленной задачи учителя. Для закрепления и подведения итогов пройденного материала использую собственно разработанную методику-игру «Хочу все знать».Работа проходит в форме вопрос-ответ. Отвечая на прямые и дополнительные вопросы, развивающие кругозор и мировоззрение, учащиеся набирают баллы, суммируя, выявляют победителя, который получает титул «Всезнайка».
- комплексную – каждый учащийся делает свою часть задания, предвидя общий результат и согласовывая с другими учащимися. Почти каждый урок использую собственную методику- «Угадайку», которая в ненавязчивой форме способствует закреплению материала, в том числе и музыкального.
- коллективно – производственную – каждый делает только одну определенную операцию. Например, закрепляем понятия «выразительные средства музыки», отрабатывая вокально-хоровые навыки, изучая отдельные партии из опер: с мальчиками - арию князя Игоря; с девочками- хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы А. Бородина «Князь Игорь».
Результатом технологии сотрудничества может быть проект,
дискуссия, групповая презентация. Реализуется идея взаимного обучения, при котором осуществляется как индивидуальная, так и коллективная ответственность за решение образовательной задачи. Результат и успех коллективной художественно – творческой деятельности во многом определяется ее комплексным характером, что позволяет использовать во всех возрастных группах.
Применение здоровьесберегающих образовательных технологий.
- Технология сбережения физического здоровья детей.
- Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
- Экологические здоровьесберегающие технологии
- Защитно – профилактические технологии.
Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: не навреди!
Обязательно на уроках мною учитываются:
- закономерности физического развития ребенка;
- отклонения в физическом здоровье под влиянием различных социальных факторов.
- диагностика физического здоровья ребенка.
Мною соблюдаются технологии сбережения физического здоровья детей на разных возрастных этапах. Обязательно соблюдаются технологии обеспечения безопасности и защитно-профилактические:
- контроль за исправностью оборудования (выключаю компьютер после завершения использования)
- соблюдение учащимися правил по охране труда и противопожарной безопасности,
- беседы о правилах поведения на уроке и перемене.
- чистота парт, доски и пола.
- выполнение СанПиНов.
- подбор удобной мебели и другого оборудования
- рациональное оформление и цветовой фон, хорошее освещение.
Я считаю, что физическое упражнения, муз-физминутки, подвижные игры обеспечивают профилактику утомления нервной системы, создают у детей жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность. Самостоятельное и творческое использование ребенком двигательного опыта в физических упражнениях и подвижных играх повышает интерес к двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмоциональную сферу.